среда, 20 октября 2010 г.

Барьеры креативности

Знаете, какое различие делал Дж. Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу. Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе.

Вот об этом мы сегодня и поговорим: как преодолеть барьеры креативности и творческих способностей?

32 комментария:

  1. Барьеров креативности достаточно много, остановлюсь лишь на некоторых (своих собственных))))
    1. Преодоление собственных страхов, неуверенности в себе путем:
    - установления контактов с "интересными", креативными людьми (у которых есть чему поучиться, т. е. набраться опыта);
    - публичных выступлений;
    - постоянных проб добиться успеха;
    2. Преодоление барьера, связанного с постоянным недостатком времени путем:
    - ежедневного планирования своей деятельности как на работе, так и дома.
    Зубкова Е. А.

    ОтветитьУдалить
  2. 1. Не нужно выполнять одну и ту же работу, если использовать разнообразные навыки, станешь наиболее креативным.
    2. Нужно искать возможность для взаимного обмена и параллельного обучения.
    3. Не нужно бояться каких-то сложных задач, а наоборот их искать (например,участвовать в каких-то конференциях, т.е. попробовать себя в чем-то новом.)
    4. Конечно же больше общаться с творческими, интнрнсными людьми, которые могут поделиться своим опытом.
    5. Определить по одной теме на каждый день и направить на нее всю свою креативность и составить расписание, в соответствии с которым Вы будете расходовать свое время на творчество.
    Сорокина Л.А.

    ОтветитьУдалить
  3. Чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. Быть может больше фантазировать и стараться переносить выдумки (конечно позитивные) в реальность.
    Часто невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности. Это породило массовое любительское творчество, то есть «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью. Я и сама посещаю художестенную студию, где занимаются непрофессионалы, отдыхаю там и не думаю, что кто-то посмеётся, если что- то не получится. Поэтому согласно с Еленой Александровной - нужно, в первую очередь, преодолевать собственные страхи.
    Серебрякова О.В.

    ОтветитьУдалить
  4. Преодоление барьеров креативности и творческих способностей возможно:
    1. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
    2. Поощрение высказывания оригинальных идей.
    3. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка.
    4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
    5. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
    6. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.--[[Участник:Савенко Людмила|Савенко Людмила]] 09:13, 2 ноября 2010 (MSK)

    ОтветитьУдалить
  5. Для преодоления барьеров креативности необходимо окружить себя людьми творческими, с которыми есть возможность обсудить разное,поделиться своми мыслями и идеями, т.к. вокруг нас существует много людей которые, отнюдь не считают себя креативными и общение с ними наносит вред нашим творческим способностям. Не нужно бояться ошибаться, думая, что ничего не получится, необходимо наоборот попробовать и добиться успеха. Чем больше у вас возможностей, тем лучше управлять ситуацией и не ограничивать себя одним выбором или путём.Чтобы люди научились слышать вас и ваши мысли, нужно притеснить немного свою гордость и просто научиться слышать их.Вообщем, необходим стимул во всём, чтобы вы не делали, ведь когда мы понимаем это, мы открываемся для творчества, воспринимая креативность как источник, а не как возможный вариант. Терешкина Елена Юрьевна.

    ОтветитьУдалить
  6. Данилова И.И.2 ноября 2010 г. в 02:37

    Каковы же барьеры,препятствующие развитию креативности?

    На мой взгляд,основные ошибки,совершаемые взрослыми при воспитании детей,- это "навязывание" уже существующего положения вещей. Очень часто мы, просто не вдумываясь в слова наших чад,говорим : "Не так. Не правильно".Это порождает у ребенка страх (еще один барьер творческих способностей) быть непонятым, быть "белой вороной".
    Исторически в нашей стране сложилось,что выделяться среди толпы неприлично,а ,может быть,даже опасно (вспомним сталинские репрессии,к примеру).

    Говоря о барьерах креативности,нельзя не отметить такие, как отсутствие моделей поведения,низкую самооценку,чрезмерную уверенность в себе.Креативная личность(я повторюсь)-личность ищущая,открывающая все больше новых возможностей.
    Данилова И.И., педагог-психолог МОУ СОШ № 3 г. Ершова

    ОтветитьУдалить
  7. На мой взгляд, самые распрастраненные барьеры креативности это:
    1. Стереотипы. Они преследуют нас не только в школе, но и в быту( так надо, это нельзя)
    2.Ограничение выбора решений.(делай,как все)
    3.Страх. Очень трудно преодолевать страх быть непохожим на других, и это самое трудное.
    4.Самоуверенность.(надо так, а не иначе)
    5.Бюрократизм.Тяжело бороться с системой(сначала докажи, что это верно, а уж потом мы решим...).Многих это пугает, и применять креативные решения уже не хочется.
    6.Боязнь ошибки. А вдруг я поступаю неверно( кто не рискует, тот не пьёт шампанское)
    Барьеров очень много, но самое главное, это преодолеть себя.
    Яковлева Ирина Владимировна,учитель начальных классов МОУ "СОШ № 102"г. Саратов 13:10

    ОтветитьУдалить
  8. Да, согласна с коллегами. Барьеров , препятствующих развитию креативности, достаточно. Но одним из главных, по моему мнению, является страх: страх быть осмеянным, сделать что-то нестандартно, получить неодобрение со стороны окружающих. Сладкова Людмила Алексеевна, МОУ "СОШ №3 г. Ершова"

    ОтветитьУдалить
  9. Когда-то читала интересную статью "Страх перед аудиториеей", в которой говорилось о том, что практически все люди бояться работать на аудитории, бояться показаться нелепыми, неинтересными. Как же преодолевать этот барьер, как стать креативным? Мне думается, что при решении этой проблемы нужно подходить индивидуально к каждому ребенку, что,конечно, сложно в условиях массовой школы. Но некоторыми способами из собственной практики поделюсь с коллегами.
    Пятиклашкам я даю задание: придумайте предложения, в которых опущено последнее слово.
    Предлагаю детям закончить фразу словом, подходящим по смыслу. Более сложной разновидностью этого упражнения будет задача подобрать подходящие слова в середине или в начале фразы.
    Другое задание: ставлю перед детьми задачу назвать рифмующиеся слова, например, со словом "калина". Прошу их придумать стихотворение, содержащее эти слова.
    Следующее задание:
    Предлагаю детям составить рассказ по картинкам. Затем меняю картинки местами и ставлю задачу расположить их в первоначальном порядке.
    Наталюткина В.А. 15-36

    ОтветитьУдалить
  10. Преодоление барьеров креативности возможно в игре. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Игра раскрепощает ребенка, освобождает его от чувства страха, неуверенности, дает заряд положительных эмоций, все это способствует развитию креативности. Чаще играйте со своими детьми и не отодвигайте игру на последнее место в школьном обучении. Кильдячкова Анна Викторовна, заместитель директора по НМР Детского дома №3 г.Хвалынска.

    ОтветитьУдалить
  11. Со многими коллегами соглашусь. Еще одним барьером креативности является то, что среди взрослого окружения детей очень мал процент действительно креативных. Детям просто не с кого (с чего) брать пример, нет даже просто такой потребности. Прежде всего, чтобы помочь детям быть креативными, нужно начинать с себя. В общении с ребенком постараться не требовать от него единственно правильного ответа, только потому, что сами так считаем; всегда спрашивать мнение ребенка на ту или иную ситуацию, и даже если мнение будет неоднозначным, постараться принять его. Не бояться выходить за рамки уже известного, испробованного (зачем голову ломать, если это уже известно), а искать новые пути и ходы. Соколова Анна Владимировна, педагог - психолог, "Детский дом №3" г. Хвалынска.

    ОтветитьУдалить
  12. Для развития креативность мне кажется необходима поддержка близких и тогда можно справиться слюбым барьером. Селина К.А учитель физики МОУ "СОШ №45"г. Саратова

    ОтветитьУдалить
  13. Для развития креативности необходимо:
    1.Использовать разнообразные навыки.
    2.Не ограничивать себя в приобретении новых навыков.
    3.Нужно общаться с творческими людьми.
    4.Чтобы повысить уверенность в себе, нужно выбрать интересные и простые задания, не имеющие или почти не имеющие теневой стороны.
    5.Чтобы справиться с чувством сомнения в ценности предстоящей работы небходимы пожелания,которые могут стать хорошим стимулом для творчества, поскольку дети будут знать, что заняты важными для других делами.

    ОтветитьУдалить
  14. Чтобы преодолеть барьер креативности , на мой взгляд, нужно преодолеть боязнь быть непризнанным.И какими бы не были комфортными , благоприятными условия для ребёнка, боязнь оказаться на виду у всех может одержать верх. Думаю , что здесь главную поддержку должны оказать родители и мы, учителя.Нужно помочь ребёнку почувствовать уверенность в себе,создавать ситуацию "успеха".

    ОтветитьУдалить
  15. Чтобы преодолеть барьер креативности , на мой взгляд, нужно преодолеть боязнь быть непризнанным.И какими бы не были комфортными , благоприятными условия для ребёнка, боязнь оказаться на виду у всех может одержать верх. Думаю , что здесь главную поддержку должны оказать родители и мы, учителя.Нужно помочь ребёнку почувствовать уверенность в себе,создавать ситуацию "успеха". Погорелова Е.П., учитель английского языка МОУ "СОШ 3г.Ершова"

    ОтветитьУдалить
  16. Когда я провожу тренинг «Развитие креативного мышления», то вначале знакомлю участников с тем, как оно выглядит: рисую круг, делю его на три сектора – это наше мышление. В одном секторе пишу «Я знаю, что я знаю», прошу привести примеры ( я знаю, что сегодня чистил зубы и т.д.). Другой сектор «Я знаю, что я не знаю», пример ( я знаю, что я не знаю когда пойдёт снег). Третий сектор «Я не знаю, что я не знаю», пример…?, их нет. Первые два сектора – это стереотипное мышление, привычные проявления, а вот третий сектор – это и есть область открытий, область проявления креатива.
    Я прошу участников тренинга сделать что-то необычное, совершить действие, которое никогда не делал, т.е. «выйти за рамки», войти в область открытий. Наблюдаю такую картину: один участник выбегает на сцену и исполняет танец, другой встаёт на стул и громко кричит « Я счастлив», третий подходит ко мне, берёт за руку и произносит « Я вас люблю», кто- то просто подходит к листу ватмана, где нарисован круг, и рисует рожицу… Несколько минут назад они не знали, что сделают это. Мы проговариваем, что чувствовали эти добровольцы и что чувствовали те, кто не встал с места. Оказывается, что все чувствовали страх. Делаем вывод, что это и есть барьер креативного мышления. Да, именно боязнь показаться странным, быть высмеянным, «не как все», сдерживают нас от предложения креативных идей.
    Рау Татьяна Александровна, педагог Ценра развития детей и юношества г.Пугачёв

    ОтветитьУдалить
  17. Согласна с мнениями коллег, барьеров креативности много, но существует и множество различных способов их преодоления.Я считаю,что почти каждый ребенок криативен, и это их естественное состояние. Ведь зачастую дети придумывают,изобретают такие вещи, до которых взрослый бы и додуматься не мог. И наша задача развивать детскую креатиность, чтобы в будущем увидеть гениального креатора. Основные методы развития креативности и преодоления барьеров:психологические игры, тренинги, мозговой штурм, психогимнастические упражнения и т.д. Балтаева Ю.П. социальный педагог МОУ "СОШ с. Теликовка Духовницкого района Саратовскойобласти"

    ОтветитьУдалить
  18. На мой взгляд, каждый ребёнок рождается креативной личностью, и является ею до тех пока, возрослые не страются навязать им свою точку зрения, научить делать так как они только так, не давая ребёнку право на ошибку. Мы - взрослые, должны увидеть в каждом ребёнке то неповторимое начало которым его наградила матушка - природа, и создать для него багоприятные условия для развития.

    ОтветитьУдалить
  19. Опять подтвержу свои слова "это долно быть кому-нибудь нужно".Мне кажется это самый главный барьер креативности.Креативные дети не очень-то нужны сложившейся системе образования, а если честно то и родителям.Это же сколько усилий требуется от всех нас. Мой ребенок когда пришел в школу, выдавал 5-6 способов классификации предметов, не особенно задумываясь, а сейчас в третьем классе с трудом находим второй способ решения задачи.
    Кадамша Влада

    ОтветитьУдалить
  20. Согласна со всеми участниками и присоединяюсь к их комментариям. Считаю главное для таких детей
    - быть уверенными в себе и в своих способностях;
    -окружающим людям поддерживать таких детей, а не считать их "странными";
    -не навязывать свою точку зрения;
    -уважать чужие мнения;
    -создавать ситуации "успеха"
    Шацкова И.М. 2 ноября 20:40

    ОтветитьУдалить
  21. По моему мнению, для преодоления барьера креативности необходимо не боятся высказывать свою точку зрения, искать новые пути решения стандартных задач, быть открытым ко всему новому, общаться с интересными людьми.
    Анисимова Юлия Сергеевна, учитель-логопед МОУ "СОШ №45"

    ОтветитьУдалить
  22. Свириденко О.В. учитель физики МОУ "СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района"

    Барьеры креативности, рассмотренные в предложенной статье, легко проецируются на образовательный процесс. Причем, данные советы актуальны и для учителей.
    - Недостаточное разнообразие навыков. Трудно быть креативным, раз за разом выполняя одну и ту же работу. Напротив, люди, использующие разнообразные навыки, более креативны. На развитие креативности влияют различные формы и приемы на уроке, интересные, нестандартные задания, проблемные ситуации. Смена работы и дополнительное образование очень хорошо сказываются на личных творческих способностях.
    - Ограниченные возможности для приобретения новых навыков. Если учебный процесс однообразен, ограничивает школьников в приобретении новых навыков, то творческое воображение не развивается. Боритесь со стереотипами на работе, ищите возможности для взаимного обмена и параллельного обучения.
    - Незначительное количество трудностей. Если перед учениками встает слишком мало трудностей, то, вероятнее всего, им трудно проявить свои творческие способности.
    - Ограниченное количество вариантов решения. Закрываем глаза на необычные альтернативы, ограничивая число рассматриваемых возможностей.
    - Страхи. Многие опасаются предлагать творческие идеи. Их пугает перспектива показаться странными и несговорчивыми. Они боятся, что их предложения высмеют, раскритикуют или подвергнут цензуре. И такая реакция действительно возможна, а следовательно, креативное поведение не всегда безопасно.
    - Чрезмерная уверенность в себе. Если вы думаете, что у вас уже есть правильный ответ, то лишаете себя даже малейшего шанса рассмотреть альтернативные подходы.
    - На вас давят, чтобы добиться согласия. В последнее время много разговоров идет о возвращении к школьной форме, причем принудительно. При всех положительных моментах такое давление препятствует творческому мышлению. Отличаться от других — табу, действующее как внутри, так и вовне нас, в то время как креативность вносит именно различия. Соответственно вам не дают действовать и думать творчески.
    - Боязнь ошибки. Что если ваша идея ошибочна, и из нее ничего не выйдет? Подобные мысли могут причинить ущерб креативности. «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», — эти слова хорошо характеризуют творческий подход. Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха. Звучит просто, но, чтобы это обязательно случилось, поставьте перед учеником задачу, с которой он наверняка справится. Со временем страх неудачи ослабнет, а тяга творить превысит его.
    - Создание ситуации успеха

    ОтветитьУдалить
  23. Преодоление барьеров креативности возможно при создании ситуации успеха,помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации. Доброжелательность и поддержка со стороны педагогов и близких, я считаю, главное условие для преодаления барьеров креативности.
    Ерёмкина Евгения Васильевна, соц.педагог МОУ "СОШ №3 г.Вольска"

    ОтветитьУдалить
  24. Смирнова О.Н.2 ноября 2010 г. в 14:24

    Как преодолеть барьеры креативности и творческих способностей?
    Начиная с раннего возраста, причем многие психологи сходятся на том, что лучше с детского сада, вести комплексное развитие способностей ребенка. Американский психолог Э.П.Торренс выделил пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы помочь учащемуся преодолеть барьеры креативности и творческих способностей и я с ним согласна:
    1. внимательное отношение к необычным вопросам;
    2. уважительное отношение к необычным идеям;
    3. показывать детям, что их идеи имеют ценность;
    4. предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
    5. давать время для неоцениваемой практики или обучения.
    Смирнова Ольга Николаевна, учитель истории МОУ "СОШ № 23" г. Энгельса

    ОтветитьУдалить
  25. Вопреки распространенному мнению, креативность не является уникальной особенностью "творческих людей". Это обычный рабочий инструмент, использовать и развивать который может каждый человек. Однако не все реализуют свой потенциал. И вот исходя из этого можно назвать некоторые барьеры развития креативности. А именно:
    1)наши страхи: Страхов существует множество. Это и боязнь оценки, и страх неизвестности, страх аудитории и так далее. Человек, который чего-то боится, будет принимать решения очень осторожно, действовать только проверенными методами.
    2)барьер предыдущего опыта (я считаю его одним из самым немало важным): он заставляет нас поступать так, как мы всегда поступали. Помните поговорку: «Ожегшийся на молоке, на воду дует!» Человек склонен избегать тех ситуаций, в которых он однажды потерпел поражение. Такое поведение сильно сужает зону комфорта. Больно смотреть, порой, как замечательные возможности уходят только потому, что человек боится повторить ошибку. и третьим барьером я бы назвал 3)барьер авторитета: так уж мы устроены, что безоговорочно верим всему, что нам говорят авторитетные в той или иной области специалисты. Например, до шестнадцатого века естествоиспытатели считали, что у мухи четыре лапки, потому, что так написано у Аристотеля. Никому не приходило в голову взять и пересчитать конечности насекомого!
    И из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данные барьеры применимы и для ребёнка. Зачастую мы просто убиваем в нём начало развития креативности, что желание что-либо совершать далее отпадает.

    ОтветитьУдалить
  26. В нашей работе важным становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
    В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, создавались условия, побуждающих ученика к активной и творческой деятельности, качество знаний выше. Дети легче преодолевают такие трудности, как зачёт, сдача ЕГЭ, становятся конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения и в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни.Как я уже писала, я считаю, что игра помогает преодолению многих барьеров. Ребенок становится более успешным, развиваются его творческие способности, самостоятельность Иванушкина Ю.В. г.Энгельс

    ОтветитьУдалить
  27. Мне кажется, что главное для ребят: быть уверенными в себе и в своих способностях;
    иметь поддержку от окружающих его людей;
    иметь свою точку зрения и уважать чужие мнения.

    ОтветитьУдалить
  28. Преодоление барьеров креативности и творческих способностей возможно.Для этого необходимо:
    1. Предоставление детям возможности активно участвовать в творческом процессе.
    2. Постоянное поощрение оригинальных идей каждого ребенка.
    3. Обеспечение благоприятного микроклимата. Доброжелательность со стороны учителя, и отказ от критики в адрес ребенка.
    4. Создание и предоставление возможностей для упражнения и практики.
    5.Применение нестандартных приемов в творчестве с целью развития любознательности детей
    6.Учитель -пример. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
    7.Родительская школа по развитию творчества детей.
    С уважением Гончарук Е.А.

    ОтветитьУдалить
  29. Уважаемые коллеги! Работа завершена.

    ОтветитьУдалить
  30. А можно, я просто пример напишу?

    Германия. Где-то 2010 год. Городок Офламерон (Afflaumerohn). Табличка на пешеходном мосту перед лестницей.
    "Уважаемые господа! Вы можете совершить управляемый спуск по лестнице. Вы так же можете совершить неуправляемый спуск. Выбор за вами"
    Дисциплинирует.

    ОтветитьУдалить
  31. Привет всем, я Адрик Вадим, живу в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как господин Беньямин помог мне с ссудой в 15 000 000,00 рублей на начало доставки еды и напитков после того, как у меня есть работа несколько отелей здесь, в кургане, просто чтобы заработать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но я благодарю Бога за то, что теперь я работаю самостоятельно, и на моем попечении работают 5 человек. Если вы ищете финансовой свободы, я посоветую вам связаться с г-ном Бенджамином, отправив это электронное письмо ниже и укажите номер приложения. 247officedept@gmail.com + 1-989-394-3740

    ОтветитьУдалить
  32. 3X TITanium Flat Iron | TITanium Art & Crafts
    Pantry and iron titanium bracelet are ideal as it has not only the highest quality craftsmanship, but also the The smith titanium steel is 100% titanium price stainless steel microtouch trimmer and has a weight and titanium dive knife sensitivity to withstand

    ОтветитьУдалить